Трещина на зубах

Трещины эмали – это некариозное повреждение зубов в виде линейных разломов.

Зубная эмаль – это защитная оболочка дентина, обладающая высокой прочностью. Тем не менее, трещины на зубах – очень распространенная проблема.

Это важно

По статистике трещины на зубах обнаруживаются у 90% взрослого населения. В 60% случаев это одиночные повреждения, в 40% случаев – множественные. У молодых людей в возрасте 20 лет поврежденными оказываются в среднем 4 зуба, но уже к 30 годам их количество возрастает втрое.

Трещины на зубах бывают разного направления и глубины. Зачастую они не проявляются симптомами, и сам зуб выглядит вполне здоровым. Тем не менее, расколы эмали представляют опасность, могут прогрессировать и в конечном итоге привести к потере зуба. Поэтому их обязательно нужно лечить.

В клинике «Дентал Арт» мы подберем лучшее средство устранения этой проблемы, быстро и качественно проведем реставрацию зуба, чтобы вернуть ему идеальный вид и вовремя предотвратить осложнения.

Симптомы

Трещины эмали могут проявляться повышенной чувствительностью зубов к горячему, холодному, кислому, сладкому. Это может означать, что раскол достиг границы дентина.

Другой возможный симптом – острая или ноющая боль в зубе во время еды. В этом случае трещина, скорее всего, уже достигла пульпы.

Если раскол эмали имеет небольшую глубину, он обычно не вызывает болевых ощущений, но может окрашиваться от чая, кофе, красного вина, табачного дыма или иных красящих веществ и выглядеть в виде неэстетичной пигментированной полоски.

При значительной глубине трещины, уходящей к корню зуба, возможны отек и боль в мягких тканях пародонта.

Причины

Обычно трещины на зубах возникают из-за сочетания двух факторов: повышенных нагрузок на эмаль и ее деминерализации.

Причиной избыточных нагрузок, стираемости эмали обычно бывают бруксизм (ночное скрежетание зубов), неправильный прикус или отсутствие некоторых зубов (частичная адентия).

Причиной бруксизма, повышенной стираемости эмали и ее растрескивания нередко бывает дисфункция височно-нижнечелюстных суставов, которые соединяют нижнюю челюсть с парной височной костью. Эта патология встречается у 75% всех людей и в 25% случаев имеет выраженную форму. Помимо бруксизма дисфункция ВНЧС проявляется напряжением жевательных мышц, болью в околоушной области, щелчками при открывании рта, неполным открыванием рта, заклиниванием челюсти и другими признаками. В этом случае требуется провести диагностику методами гнатологии – кондилографией, исследованием на артикуляторе, окклюзиограммой, бруксчекером и др., чтобы выяснить причину проблемы и назначить соответствующее лечение
Спиваков Павел Викторович
Главный врач, врач высшей квалификационной категории, стоматолог-ортопед, ортодонт, гнатолог

Другая частая причина избыточных нагрузок – механические воздействия при разгрызании орехов или иной твердой пищи, открывании зубами бутылочных крышек, т.д.

Причиной деминерализации и ослабления эмали может быть нехватка фтора, кальция в пище, питьевой воде, дефицит витамина D, необходимого для усвоения кальция (из-за недостатка солнца, неполноценного питания).

Другие возможные причины, по которым образуются трещины зубов:

• злоупотребление кислой пищей (например, цитрусовыми) и кислотосодержащими напитками (соками, винами, газировками),
  • частое использование абразивных зубных паст,
  • слишком частое отбеливание зубов,
  • термальные контрасты при употреблении горячей и холодной пищи, напитков,
  • недостаточная гигиена зубов, полости рта,
  • ношение брекетов,
  • курение,
  • прием антибиотиков,
  • глубокие фиссуры.

Виды

Трещины зубов бывают поверхностными или глубокими, единичными или множественными.

В 90% случаев это вертикальные, или продольные разломы, направленные от края коронки к корню зуба. Если трещина продолжается под десной, она называется расколом и создает опасность глубокого повреждения зубных тканей, включая дентин и пульпу.

Значительно реже встречаются горизонтальные трещины. Главная опасность таких дефектов состоит в возможном переломе коронки при жевательных нагрузках.

Совсем редкий вид трещин (3%) – косые, или диагональные, которые создают опасность откола части зуба.

Скрытые, или внутренние трещины внешне незаметны. Они находятся внутри зуба, и увидеть их можно только с помощью рентгена.  Корневые трещины, или фрактуры корня повреждают зубной корень, и если они не распространяются на коронку, то так же незаметны. Это самые серьезные повреждения, которые могут привести к потере зуба.

Поверхностные трещины эмали называются также микротрещинами. Если повреждение достигло дентина, оно называется трещиной бугра.

Трещина по всей длине зуба называется переломом.

Трещины и откол эмали могут возникнуть вследствие ошибки стоматолога при лечении глубокого кариеса, пульпита. Если коронка повреждена более чем на 1/3, пломбировать такой зуб нецелесообразно. Пломба большого размера не только плохо удерживается, она еще и создает значительную нагрузку на зубную стенку при действии термальных контрастов. При охлаждении она уменьшается и может отойти от стенки, а при нагревании увеличивается и давит на нее, что со временем может привести к растрескиванию. Поэтому при значительных повреждениях коронки реставрировать зуб следует не композитным материалом (пломбой), а вкладкой из стеклокерамики E-max, которая имеет тот же коэффициент теплового расширения, что и зубная эмаль
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

Опасно ли это?

Главная опасность трещин эмали состоит в том, что они открывают дорогу инфекции внутрь зуба. Такие расколы трудно поддаются чистке, из-за этого в них остаются частички пищи, поселяются бактерии, создающие налет. Эти бактерии разрушают зубные ткани, становятся причиной развития кариеса.

Если не устранить факторы, ставшие причиной образования трещин, они будут продолжать действовать. Это значит, что раскол будет становиться глубже и может дойти сначала до дентина, а затем и до пульпы. Появятся боли – сначала в виде повышенной чувствительности, а затем постоянные, ноющие.

Трещины эмали, особенно горизонтальные и косые, нередко становятся причиной сколов или переломов зубов.

В конечном итоге трещина может привести к необходимости удаления зуба и его потере.

Лечение в «Дентал Арт»

В клинике «Дентал Арт» мы проводим реставрацию зубов и лечение трещин всех видов, глубины и локализации. Мы используем только самые современные материалы и методики, чтобы ваши зубы идеально выглядели, были крепкими и здоровыми.

На первичном приеме врач проведет осмотр. Использование мощного стоматологического микроскопа Carl Zeiss с 30-кратным увеличением позволяет обнаружить даже самые маленькие трещины, незаметные невооруженным глазом.

Другой диагностический метод – трансиллюминация, или просвечивание зуба мощной лампой после его предварительного просушивания.

При подозрении на скрытую, внутреннюю трещину делается рентгеновский снимок.

Метод реставрации зуба выбирается в зависимости от характера его повреждения.

Если трещина поверхностная, неглубокая, эмаль восстанавливается посредством шлифовки, полировки с последующим нанесением фторсодержащего защитного лака.

Другой возможный способ – реминерализация, то есть нанесение на поверхность препарата, содержащего кальций, фтор, фосфор. Благодаря этой процедуре эмаль становится крепче, прочнее. После реминерализации на зуб наносится фотоотверждаемый защитный лак.

Трещины на передних зубах закрываются тонкими эстетичными накладками – винирами или люминирами из керамики, диоксида циркония или стеклокерамики E-max. Они не только создают идеальный внешний вид, но и служат защитой эмали от внешних воздействий.

Если повреждены моляры, и трещины глубокие, зубы можно восстановить коронками из диоксида циркония или стеклокерамики E-max. В клинике «Дентал Арт» такие коронки изготавливаются по компьютерной технологии CEREC CAD/CAM, что гарантирует идеальное прилегание, герметичность, минимальную обточку зуба, идеальную функциональность, прочность и надежность протезирования.

Если причиной повышенной стираемости и растрескивания эмали послужил неправильный прикус, вам может быть предложено ортодонтическое лечение брекетами или капами. В клинике «Дентал Арт» мы используем самые лучшие, современные, высокотехнологичные брекет-системы, что обеспечивает оптимальные результаты исправления прикуса.

Если причиной бруксизма, стираемости и растрескивания эмали стала дисфункция височно-нижнечелюстных суставов, мы проведем гнатологическую диагностику и лечение, чтобы устранить эту проблему.

Художественная реставрация зуба может быть выполнена с помощью композитного, светоотверждаемого материала. Он наносится послойно на поверхность зуба с последовательным отверждением каждого слоя. Благодаря этому создается прочная, идеально гладкая и эстетичная поверхность.

Если разлом имеет большую глубину и затронул пульпу, может потребоваться депульпирование с последующей пломбировкой корневого канала. Качество прохождения и пломбирования каналов в клинике «Дентал Арт» проверяется с помощью стоматологического микроскопа, чтобы гарантировать 100% качество работы.

Если трещина затронула зубной корень, он может быть укреплен с помощью штифта. Во всех случаях мы стремимся к сохранению зуба и удаляем его только при неизбежности. В этом случае мы проведем протезирование на импланте, чтобы идеально восстановить утраченную единицу.

Частые вопросы

1. Как избежать растрескивания эмали?

Для профилактики трещин зубов нужно соблюдать правила гигиены полости рта, не злоупотреблять контрастными напитками и пищей (горячими и холодными), кислой пищей и кислотосодержащими напитками. Питание должно в достаточном количестве содержать кальций, магний, фосфор, фтор, витамины. Если эмаль слабая, подвержена стиранию, рекомендуется пользоваться реминерализирующими зубными пастами, а также время от времени проходить процедуры реминерализации эмали в стоматологической клинике. Не следует подвергать зубы повышенным механическим нагрузкам, в частности, не грызть орехи. В случае бруксизма мы рекомендуем пройти диагностику и лечение у врача-гнатолога нашей клиники, а в случае неправильного прикуса – ортодонтическое лечение.

2. Если на зубе образовалась трещина, что можно сделать до визита к врачу?

Если возникла боль, можно принять анальгетик или нестероидный противовоспалительный препарат. Во избежание проникновения инфекции рекомендуется осторожно полоскать рот раствором хлоргексидина (0,05 – 0,1%) или мирамистина (0,01%).