Сильно болит зуб - что делать?

Содержание

Причины сильной зубной боли  бывают разными, и далеко не всегда ее можно определить самостоятельно. Даже если ее удастся унять подручными средствами, нужно, не откладывая, обратиться к стоматологу. Только он сможет грамотно разобраться в причине и устранить ее так, чтобы о зубной боли можно было забыть, а главное, не бояться осложнений.

В клинике «Дентал Арт» это сделают максимально быстро и качественно.

Почему болит зуб

1. Глубокий кариес.

Это самая частая причина сильной зубной боли. Заболевание начинается с поверхности эмали, на которой образуются и размножаются бактериальные колонии. В процессе жизнедеятельности бактерии выделяют кислоту, которая разрушает эмаль, а затем и дентин.

На ранней стадии кариес выглядит как белое меловое пятнышко, обнаружить его может только стоматолог. Устранить его и предотвратить дальнейшее разрушение зуба легко – достаточно сошлифовать и покрыть защитным лаком. Бормашина для этого не требуется.

Виды кариесов

Эмаль и дентин не имеют нервных окончаний, поэтому боль при кариесе возникает только на средней и глубокой стадиях, когда воздействие химических (вкусовых) и термальных раздражителей по тонким дентинным канальцам проникает к пульпе – нервно-сосудистому пучку в глубине зуба.

Сильная зубная боль при кариесе возникает при контакте со сладкой, кислой, соленой пищей или с холодным, горячим.

Сильная зубная боль при кариесе может возникнуть без видимых повреждений эмали. Это может быть небольшая дырочка между зубами, увидеть которую почти невозможно. Но под этой маленькой дырочкой может находиться обширная область размягченного, инфицированного дентина. Как правило, зуб удается спасти, но лучше избегать таких ситуаций, регулярно проходя профилактические осмотры. Использование микроскопа с 30-кратным увеличением позволяет врачам нашей клиники своевременно обнаруживать кариес, как на стадии мелового пятна, так и в межзубных промежутках, чтобы вовремя его устранить
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

2. Пульпит

Вторая по распространенности причина сильной зубной боли.

При пульпите воспаляется пульпа – пучок кровеносных сосудов и нервов, который находится в глубине коронки зуба и его корнях.

В отличие от кариеса, зубная боль при пульпите возникает сама по себе, без воздействия вкусовых или термальных раздражителей. Она может быть ноющей, выматывающей или дергающей, пульсирующей, стреляющей, нестерпимой, а ее продолжительность может варьировать от нескольких минут до нескольких суток или недель.

Пульпит

Для зубной боли, вызванной пульпитом характерно обострение в ночное время, а также во время еды. В частности, при фиброзном пульпите зубная боль усиливается при контакте с холодной пищей, напитком, а при гангренозной форме – при контакте с горячим.

При гипертрофическом пульпите особенно сильно болит зуб при надавливании.

Унять зубную боль при пульпите анальгетиками или иными средствами удается далеко не всегда, а если и удается, то как правило, только на время.

Наиболее частая причина пульпита – не вылеченный вовремя кариес, но возможны и другие причины, например, перегрев (ожог) пульпы при лечении кариеса, неполное удаление сосудисто-нервных тканей при депульпировании или перелом зуба.

3. Периодонтит

Обычно проявляется умеренной болью, но она может резко усиливаться при надавливании на зуб, накусывании, жевании.

Это заболевание означает воспаление периодонта – соединительных тканей, которые окружают корень зуба и удерживают его на месте.

При периодонтите больной зуб ощущается выпирающим, как если бы его коронка увеличилась, удлинилась и стала выступать над зубным рядом.

Периодонтит

Другие симптомы, по которым можно заподозрить периодонтит – отечность и потемнение (посинение) десны в месте воспаления, подвижность (шаткость) больного зуба, увеличение регионарных лимфозулов (подчелюстных, околоушных, др.), опухание щеки.

В отличие от кариеса и пульпита, интенсивность зубной боли при периодонтите не зависит от вкусовых или термальных раздражителей и усиливается только при механических воздействиях. При этом возникает ощущение, что болит под зубом – там, где находятся воспаленные ткани периодонта.

Это важно

Если возникло ощущение, что болит под зубом, где-то в глубине, это может быть признаком кисты или гранулемы. В этом случае нужно сделать рентгеновский снимок, а еще лучше КТ, которая дает возможность более детально и подробно исследовать корневую систему.

При гнойном периодонтите зубная боль обычно сильная, пульсирующая, отдает в глаз, ухо, висок. На поверхности десны образуется гнойник, а затем свищ, через который гной вытекает наружу, при этом возникает дурной запах и неприятный привкус во рту.

4. Механические повреждения

Также нередко служат причиной зубной боли разной интенсивности – это трещины, сколы, переломы зуба, стирание эмали.

В зависимости от характера проблемы, ее можно устранить посредством художественной реставрации, микропротезирования, реминерализации, но в серьезных случаях (например, при продольном переломе) зуб иногда приходится удалить.

Стирание зубной эмали вызывает повышенную чувствительность зуба к горячему, холодному, сладкому, кислому. Причиной этой проблемы может быть бруксизм или неправильный прикус. Зачастую эти проблемы сопровождаются дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов. В этом случае требуется консультация врача-гнатолога, который определит характер проблемы и назначит средства для ее устранения
Спиваков Павел Викторович
Главный врач, врач высшей квалификационной категории, стоматолог-ортопед, ортодонт, гнатолог

5. Периостит, или воспаление надкостницы (периоста)

Одна из возможных причин особенно сильной зубной боли.

Для периостита характерно одностороннее сильное опухание щеки, которое называют флюсом.

Отек вызванный периоститом

Зубная боль при периостите обычно пульсирующая, стреляющая, острая, отдает в ухо, глаз, висок.

Сопутствующие симптомы – дурной запах изо рта, отечность и краснота десны, онемение языка, губ, щеки, крыла носа, подвижность (шаткость) больного зуба, увеличение регионарных лимфоузлов, потеря аппетита, слабость, повышение температуры тела.

6. Невралгия тройничного нерва

Зубная боль может быть не связана с заболеванием зубов, периодонта, периоста, а быть симптомом невралгии тройничного нерва.

Тройничный нерв имеет по три ветви на правой и левой стороне лица. В зависимости от того, какая из ветвей поражена (сдавлена, воспалена), боль ощущается в области глаза, верхней челюсти, щеки, а при поражении нижней ветви болят нижние зубы.

7. Специфические причины:

1) Если болит зуб мудрости, это может быть связано с его неправильным прорезыванием – ретенцией, при которой коронка никак не может показаться на поверхности, или дистопией.

Дистопия означает, что зуб растет вкривь – в сторону языка, щеки или соседнего зуба, под углом или горизонтально.

При прорезывании зуба мудрости над ним образуется десневый капюшон, под которым скапливаются остатки пищи, размножаются бактерии и возникает воспаление – перикоронит.

Это особенно часто происходит, когда прорезывание осложняется ретенцией и дистопией. В этих случаях зуб, как правило, удаляется.

Если болит зуб мудрости после его полного прорезывания, причиной этого может быть кариес, пульпит, периодонтит, периостит, как и у любого другого зуба.

2) Если болит зуб под коронкой, причиной этого чаще всего бывает неполное удаление пораженных тканей при прохождении корневых каналов, негерметичное пломбирование каналов или вторичное инфицирование и воспаление из-за проникновения инфекции в зазор между пломбой, коронкой и зубной стенкой.

В этих случаях пломба или коронка снимается, и зуб перелечивается.

Это важно

Корневые каналы зуба зачастую имеют извилистое строение с мелкими ответвлениями, увидеть которые невооруженным глазом трудно, а рентгеновский снимок не дает полной информации. В этом случае при диагностике помогает компьютерная томография, а при лечении – стоматологический микроскоп.

3) Если болит зуб при надавливании, причиной может быть не только периодонтит или периостит, но и некачественно установленная (завышенная) пломба или врачебная ошибка при лечении пульпита. Достаточно пропустить небольшое ответвление корневого канала или оставить незначительный участок незапломбированным, чтобы возник очаг воспаления. Еще одна возможная причина – оставление в канале фрагмента стоматологического инструмента.

Избежать подобных случаев и гарантировать 100% качество прохождения каналов и герметичности пломбы, коронки в клинике «Дентал Арт» помогает использование стоматологического микроскопа с 30-кратным увеличением.

4) Если у ребенка болит зуб, это может быть связано с теми же причинами, что и у взрослых – кариесом, пульпитом, периодонтитом, периоститом. Другая возможная причина – затрудненное, болезненное прорезывание,  особенно если десна или кость имеют большую плотность. А таких случаях боль может быть очень интенсивной, сопровождаться отеком, покраснением десны, повышением температуры и другими признаками воспаления.

Болит зуб - срочная помощь

Чтобы облегчить зубную боль до визита к стоматологу, можно использовать подручные средства:

1. Анальгетики – боралгин, анальгин, лидокаин, кеторол, кетанов.

Кеторол и кетанов отпускаются по рецепту, что ограничивает возможность их использования, а анальгин дает побочные эффекты.

Можно использовать раствор лидокаина в виде аэрозоли (распылить в области больного зуба) или смочить им ватку и приложить к больному зубу (кариозной полости).

2. НПВС - нестероидные противовоспалительные препараты на основе ибупрофена, нимесулида, кеторолака, ацеклофенака, кетопрофена.

Обезболивающий эффект наступает достаточно быстро и продолжается до 8 часов (нурофен, кетонол, нимесил, др.).

Нестероидные препараты в таблетках нельзя принимать долго, поскольку они оказывают побочные эффекты.

Если у ребенка болит зуб, лучше использовать более безвредный парацетамол.

3. Для облегчения боли и воспаления можно полоскать рот теплым раствором соды (1 ч.л. на стакан воды), соли (1 ч.л. на стакан воды) или отваром ромашки, шалфея, эвкалипта, зверобоя, календулы, мяты, коры дуба, настойкой прополиса.

Для уменьшения воспаления можно полоскать рот раствором мирамистина (0,01%), перекиси водорода (1,5%), хлоргексидина (0,05 – 0,1%), фурацилина.

Список использованной литературы

1. Данилевский Н.Ф., Сидельникова Л.Ф., Рахний Ж.И. Пульпит. - М.: Здоровье, 2003.
  2. Бир Р. Эндодонтология. - М.: МЕДпресс-информ, 2004.
  3. Е.В. Боровский. Терапевтическая стоматология. - М, 2011.
  4. Ламли Ф. Практическая клиническая эндодонтия. - М.: МЕДпресс-информ, 2020.