Удаление зуба мудрости: показания, подготовка и реабилитация

Содержание

Зубы мудрости, или «восьмерки» - это третьи моляры, которые прорезываются в 17 -26 лет, причем их появление нередко бывает связано с осложнениями.

Причина в том, что для этих зубов фактически уже нет места. В далекие доисторические времена у предка человека размеры челюсти были больше. В процессе эволюции челюсть уменьшилась, а количество зубов осталось прежним.

Зубы мудрости практически не несут функциональной нагрузки, что позволяет отнести их к рудиментам. Они не участвуют в жевании (хотя и называются молярами), прорезываются позже других моляров, и на их месте не бывает молочных зубов.

Причины удаления зуба мудрости

Основные сложности, с которыми связано появление зубов мудрости – это ретенция и дистопия.

Ретенция означает неполное прорезывание. Она бывает частичной или полной. Зубная коронка может показаться над десной или оставаться в ней, или весь зуб может оставаться в челюстной кости.

Это важно

В 35-45% случаев воспаление десны (гингивит) происходит из-за ретенции зубов мудрости.

Дистопия означает неправильное направление роста – в сторону щеки, языка или соседнего моляра, вбок или горизонтально.

В процессе появления над зубом мудрости образуется десневый капюшон. Если его прорезывание осложнено ретенцией, дистопией, происходит вкривь и/или слишком медленно, десневый капюшон воспаляется из-за того, что под ним скапливаются остатки пищи, развивается бактериальная микрофлора.

Такое воспаление называется перикоронитом и почти всегда служит показанием к удалению зуба мудрости.

Воспаление десны при неполном или неправильном прорезывании зуба мудрости может возникнуть из-за постоянного травмирования десны и других мягких тканей, скопления остатков пищи под капюшоном и развития бактериальных колоний или путем инфицирования при хронических заболеваниях полости рта, ЛОР-органов.

Это важно

Более чем в 40% случаев причиной перикоронита служит воспаление надгортанника (эпиглоттит), глотки (фарингит), миндалин (тонзиллит), слизистой оболочки носа (ринит), околоносовых пазух (синусит) или уха (отит).

Зуб мудрости, растущий в сторону соседнего моляра, может повредить его эмаль, способствовать развитию кариеса, а затем и пульпита.

Особенно большие проблемы создает сочетание дистопии и ретенции зуба мудрости, которое служит безусловным показанием к его удалению.

Удаление зуба мудрости

Что делать, если болит зуб мудрости

Неправильное прорезывание зуба мудрости и развитие перикоронита проявляется болью, ноющей, тупой или острой.

При остром перикороните боль обычно интенсивная, отдает в висок, ухо, горло, шею. При открывании рта, жевании боль усиливается.

Десна в области воспаления краснеет, становится болезненной, отечной.

Другие возможные симптомы:

• асимметричность лица,
  • дурной запах изо рта,
  • неприятный привкус во рту,
  • онемение челюсти,
  • першение в горле,
  • затрудненное открывание рта,
  • затрудненное глотание,
  • выделение гноя из-под десневого капюшона,
  • увеличение регионарных лимфоузлов (околоушных, нижнечелюстных),
  • повышение температуры тела,
  • головная боль.

При этих симптомах следует обязательно обратиться к врачу и удалить неправильно растущий зуб мудрости. В клинике «Дентал Арт» сделать это  можно быстро и без осложнений.

В противном случае воспаление десны может распространиться на соединительные ткани, которые удерживают зубной корень в лунке с развитием периодонтита.

Это заболевание проявляется постоянной болью в области зуба, умеренной или интенсивной, пульсирующей. При нажатии на зуб, постукивании и даже прикосновении к зубу боль усиливается

Другие возможные симптомы:

• дурной запах изо рта,
  • припухлость щеки,
  • увеличение и воспаление регионарных лимфоузлов,
  • повышение температуры тела,
  • появление гнойника, свища на десне, через который выделяется гной.
В дальнейшем воспалительный процесс может распространиться дальше, на надкостницу с развитием периостита (флюса).

Почему воспаляется зуб мудрости

Причины, виды перикоронита

Дистопия, ретенция зубов мудрости чаще всего происходит при наличии таких факторов, как:

• очень плотная костная ткань,
  • очень плотная десна,
  • утолщенная слизистая оболочка десны.
Перикоронит может развиваться быстро, с острым началом, сопровождаться интенсивной болью.

В других случаях воспалительный процесс имеет хроническую форму, при этом боль может отсутствовать или быть незначительной, а симптомы могут ограничиваться небольшим покраснением и отечностью десны.

Перикоронит не всегда служит показанием к удалению зуба. В некоторых случаях возможно консервативное лечение. В этом случае десневый капюшон рассекается для облегчения прорезывания, а воспаление купируется антисептическими, антибактериальными препаратами. В клинике «Дентал Арт» предпочтение всегда отдается зубосберегающим методикам. Это значит, что мы всегда стремимся к сохранению зуба, даже такого как зуб мудрости, и только при невозможности или нецелесообразности этого прибегаем к удалению
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

Перикоронит, связанный с дистопией, ретенцией или сочетанием этих двух факторов, бывает:

1. катаральным, который проявляется болью в десне, воспалением десневого капюшона и его болезненностью при нажатии;
  2. язвенным, при котором на десне появляются небольшие язвочки;
  3. позадимолярным, при котором воспаление происходит ниже коронки зуба и распространяется на периодонт и надкостницу (периодонтит, периостит);
  4. гнойным, при котором из-под капюшона выделяется гной.
Это важно

Гнойный перикоронит сопровождается особенно сильной болью, которая обычно отдает в висок и ухо, интенсивным воспалением, отечностью и покраснением десны, щеки, мягкого неба, небно-язычной дужки. При этом возможно повышение температуры тела, увеличение и воспаление регионарных лимфоузлов.

Показания

При отсутствии показаний зуб мудрости желательно не удалять, даже не смотря на то, что он не несет функциональной нагрузки. Если он порезался нормально и в правильном направлении, не мешает соседним зубам и не травмирует десну и мягкие ткани, удалять его не нужно.

Показанием удалению (экстирпации) зуба мудрости служит:

• ретенция, дистопия (или их сочетание),
  • воспаление десневого капюшона,
  • возникновение скученности зубов, формирование аномального прикуса,
  • рост зуба в сторону гайморовой пазухи,
  • частые обострения апикального периостита,
  • гнойный периостит,
  • пульпит зуба мудрости при непроходимости корней,
  • корневая киста.

Как выполняется удаление зуба мудрости

Хотя удаление зуба мудрости принято относить к сложным хирургическим манипуляциям, в клинике «Дентал Арт» оно выполняется быстро и с минимальным риском осложнений. Это объясняется высокой квалификацией наших специалистов, имеющих большой опыт выполнения таких операций любой степени сложности.

Удаление верхнего зуба мудрости – более простая и быстрая процедура, поскольку костная ткань верхней челюсти имеет более рыхлую структуру, а зубные корни обычно прямые.

Удаление нижнего зуба мудрости – более сложная и долгая процедура, поскольку кость нижней челюсти плотнее, а зубные корни, как правило, имеют искривленное строение. Поэтому нижний зуб мудрости нередко приходится удалять по частям, распилив его на фрагменты.

На первичном приеме врач-стоматолог проводит осмотр, пальпацию десны, назначает обследование, по итогам которого принимает решение о консервативном или хирургическом лечении.

Обычно обследование на стадии подготовки к удалению зуба мудрости ограничивается рентгеновским снимком, прицельным или панорамным. В клинике «Дентал Арт» есть возможность получения более достоверных, детальных данных с помощью компьютерной томографии. КТ зуба более точно показывает корневую систему, область распространения воспалительного процесса, лучше выявляет наличие кист, гранулем, позволяет исследовать структуру костной ткани, состояние периодонта, надкостницы
Снякин Петр Александрович
Стоматолог-ортопед, хирург, терапевт

Удаление верхнего зуба мудрости обычно выполняется с применением инфильтрационной анестезии, а удаление нижнего – с проводниковой анестезией. В сложных случаях возможно удаление 8 зуба под наркозом.

Десна над ретинированным зубом рассекается, после чего он захватывается и удаляется элеватором и/или щипцами.

Если зуб полностью погружен в костную ткань, кость над ним рассверливается (выпиливается), после чего он захватывается и удаляется.

Сложное удаление зуба мудрости обычно означает его распиливание на фрагменты и извлечение по частям.

Простое удаление зуба мудрости не требует ушивания ранки, после сложного на десну обычно накладываются швы.

В зависимости от сложности хирургического вмешательства, удаление зуба мудрости может занять от 10 – 15 минут до 25 – 45 минут.

Удаление зуба мудрости

После процедуры

После удаления зуба мудрости в течение 3 – 4 часов рекомендуется воздержаться от пищи и питья.

Первые несколько дней желательно ограничиться полужидкой пищей, избегать плотной, твердой, острой, горячей пищи и напитков, алкогольных напитков, курения, посещения бани, сауны, больших физических нагрузок, горячих ванн.

Первые несколько часов для уменьшения отека можно прикладывать к щеке холодный компресс. Рекомендуются ротовые ванночки (без полоскания рта) раствором хлоргексидина (0,05%), фурацилина, мирамистина.

Кроме того, врач может назначить прием НПВП (нестероидного противовоспалительного препарата), антигистаминного препарата, антибиотика по показаниям.

Список литературы

1. Робустова, Т.Г. Хирургическая стоматология. - М.: Медицина, 2003.
  2. Иорданишвили A.К. Клиническая ортопедическая стоматология. - М.: МедПресс, 2008.
  3. Корбандо Ж. М. Хирургическое и ортодонтическое лечение ретинированных зубов. - М.: Азбука стоматолога, 2009.
  4. Гайворонский И.В., Иорданишвили А.К., Васильченко Г.А., Гайворонская М.Г., Пономарев А.А. Ретенция зубов мудрости нижней челюсти. - СПб.: Нордмедиздат, 2011.