Откололся зуб

Причиной зубного скола может быть механическое воздействие. Такое происходит при употреблении грубой пищи, например, при разгрызании орехов, или при ударе, травме. Другие возможные причины – зубное скрежетание (бруксизм), неправильное смыкание (аномальный прикус).

Помимо механических воздействий скол зуба может быть вызван изменением зубных тканей, например, на фоне остеопороза, при гормональных сбоях или перестройках, при нарушении обмена веществ. Еще одна возможная причина – кариес.

1. Скол эмали.

Главная причина повреждения эмали – ее истончение, деминерализация, образование трещин при механических, термальных воздействиях.

Эмаль служит защитной оболочкой, поэтому ее скол – не только эстетический дефект, но и серьезная угроза для здоровья зубных тканей – дентина, а затем и пульпы. Поэтому такие дефекты нужно своевременно устранять. Обычно это делается с помощью художественной реставрации.

Перед процедурой рекомендуется выполнить профессиональную чистку, например, с помощью аппарата AirFlow.

После этого область дефекта выравнивается, подготавливается к пломбированию. Подбирается цвет композитного материала. С его помощью врач восстанавливает форму зуба, его поверхность шлифуется и полируется. При необходимости укрепления эмали, выполняется ее реминерализация, зубная поверхность покрывается защитным фторсодержащим лаком.

Если на эмали есть трещины, рекомендуется защитить ее керамической накладкой – виниром. Для этого поверхность стачивается, создается ложе для винира. Далее делается слепок, по которому в зуботехнической лаборатории изготавливается индивидуальный винир.

Можно обойтись без обтачивания и защитить поверхность эмали с помощью сверхтонкой накладки – люминира, который фиксируется с помощью клея.

2. Скол дентина.

Если зуб откололся настолько, что обнажился дентин, это представляет более серьезную опасность. Через скол в него легко могут попасть бактерии, которые вызовут быстрое развитие кариеса, размягчение и разрушение зубного дентина. Пока этого не произошло, нужно срочно восстановить целостность зуба.

Это делается с помощью художественной реставрации. При значительном повреждении используется пломбирование или восстановление зубной керамической вкладкой.

Вкладки изготавливаются из прочного прессованного фарфора по технологии Cerec. Выполняется сканирование, создается объемная 3-D модель, по которой на специальном станке вытачивается нужная вкладка.

Технологический процесс управляется компьютерной программой, что обеспечивает идеальное прилегание кладки. Восстановление зуба выполняется за один сеанс.

Другой возможный вариант восстановления – использование коронки. Зуб предварительно обтачивается. По слепку изготавливается коронка, которая надевается и фиксируется сверху. Это может быть металлокерамическая конструкция или коронка из диоксида циркония, безметалловой керамики.

3. Скол пульпы.

Если зуб откололся настолько, что при этом обнажилась пульпа, случай требует не только реставрации, но и лечения.

Обычно травма пульпы вызывает ее воспаление. Врач осматривает поврежденное место, после чего часть пульпы обычно удаляется, а оставшаяся обрабатывается антисептическими, противовоспалительными средствами, антибиотиками. На это время место повреждения закрывается временной пломбой.

После того как воспаление будет устранено, и врач убедится в том, что оставшаяся часть пульпы здорова, он устанавливает постоянную пломбу. Она подгоняется, шлифуется и полируется так, чтобы полностью воссоздать коронковую часть.

Даже если зуб откололся полностью, его можно восстановить с помощью коронки, используя для ее основы сохранившийся корень.

Поскольку сколы дентина, пульпы нередко возникают на фоне кариеса, перед тем как выполнить реставрацию, проводится обязательное лечение этого заболевания.

Выбор метода реставрации зависит от характера, величины скола, а также от того, где произошло повреждение – во фронтальной или дистальной области. Решение в каждом случае принимается индивидуально.