Острая зубная боль

Есть разные виды зубной боли. Одни приступы имеют острый характер и быстро проходят, другие продолжаются длительное время.

Болевые симптомы всегда объясняются поражением нерва. Возможно действие раздражителя – кислоты, содержащейся в пище, тепла или холода. Но возможен и другой вид раздражения – токсинами, которые выделяют бактерии в процессе жизнедеятельности.

В зависимости от причины острой зубной боли, проводится тот или иной вид лечения, чтобы не просто купировать болевой приступ, но и устранить его причину и тем самым сберечь зуб.

1. Глубокий кариес.

Поверхностное разрушение эмали кислотами, которые выделяют бактерии, редко вызывает острую боль. Обычно она возникает, когда процесс заходит далеко, и за разрушением эмали следует распространение инфекции в дентин – зубную ткань, насыщенную нервными рецепторами.

Острая боль при кариесе всегда возникает в результате контакта с термическим или вкусовым раздражителем – горячей или холодной, кислой или сладкой пищей, питьем. После прекращения контакта с ним она быстро проходит. Но это не значит, что о ней можно забыть. Со временем она неизбежно возникнет снова.

Но главная опасность состоит в том, что процесс разрушения зубных тканей при кариесе никогда не останавливается. За разрушением и размягчением дентина последует распространение инфекции на пульпу – сосудисто-нервный пучок, который обеспечивает жизнь зуба.

В этом случае, возможно, потребуется депульпация – удаление пульпы. После этого зуб становится мертвым. Даже если его удастся спасти, останется высокий риск его разрушения и потери.

Поэтому в случае острой боли, связанной с кариесом, нужно провести лечение: удалить все пораженные ткани, вычистить полость зуба и запломбировать ее, надежно защитив от проникновения инфекции.

2. Пульпит.

Острая боль при пульпите отличается от кариозной. Она возникает не только при воздействии раздражителей, но и самопроизвольно, например, ночью. Характер болевых ощущений имеет более интенсивный характер, пульсирующий. Боль зачастую отдает в ухо, висок и продолжается длительное время.

Даже если болевой приступ был спровоцирован горячей или холодной пищей, сладким или кислым вкусом (как и в случае кариеса), пульпитная боль отличается от кариозной. Прежде всего, она не проходит быстро. Даже после прекращения контакта с раздражителем она сохраняется продолжительное время и стихает не разом, а постепенно.

Поражение пульпы означает, что требуется не просто стоматологическое, а эндодонтическое лечение. Как правило, в таких случаях принимается решение о депульпации зуба.

Пульповая камера вскрывается (если она уже не разрушена), корневые каналы очищаются от воспаленной пульпы, расширяются и пломбируются гуттаперчей. Зубная полость герметично пломбируется композитным материалом.

Удаление пульпы может быть выполнено за один сеанс (витальный метод) или с предварительным умерщвлением пульпы девитализирующим препаратом.

Во втором случае в зуб закладывается препарат, после чего он закрываются временной пломбой на несколько дней. После девитализации пульпы она удаляется.

3. Периодонтит.

Острая зубная боль при периодонтите может иметь еще более интенсивный характер, чем при пульпите, сопровождаться обширным воспалением, отеком, образованием флегмоны (флюса). В осложненных случаях развивается гнойный процесс, образуются гранулемы, кисты у верхушки зуба, расплавляется накостница, кость (периостит).

Это значит, что воспалительный процесс перешел с пульпы на периодонт – ткани, удерживающие корни зубов в лунках.

Болевой синдром сопровождается шаткостью зуба из стороны в сторону и его подвижностью при надавливании вверх-вниз. Постукивание, нажатие на зуб вызывает усиление боли.

В этом случае нужно не просто удалить пульпу и запломбировать зубные каналы, но, прежде всего, устранить воспаление периодонта.

Для этого каналы вскрываются, в апикальную часть зуба закладывается антисептический, антибактериальный препарат, который через отверстие в верхушке проникает в ткани периодонта. При необходимости каналы оставляются на некоторое время открытыми для истечения гноя. После устранения воспаления зубные каналы пломбируются.