Киста зуба

Содержание

Радикулярная, или корневая киста зуба – это доброкачественное образование у верхушки зубного корня в виде мешочка из фиброзной ткани, полость которого наполнена жидкостью.

По сути, киста зуба – это защитная реакция организма, с помощью которой он локализует воспалительный процесс. Тем не менее, при отсутствии лечения заболевание может распространиться на окружающие ткани с развитием осложнений.

Радикулярные кисты редко проявляются симптомами, но опасны тем, что почти всегда имеют тенденцию к медленному, непрерывному росту.

Прогрессирующая киста может достигать в диаметре 5 см и более. Ее рост сопровождается разрушением и убылью костной ткани, в результате чего в челюстной кости образуется полость. После лечения потеря костной ткани требует восполнения остеопластическим материалом.

Это важно

Радикулярные кисты – самый распространенный вид кистозных образований в области челюсти, на которые приходится 95% всех случаев. Чаще всего они образуются в возрасте 30 – 40 лет, у мужчин несколько чаще, чем у женщин. В 50% случаев кисты возникают на корнях фронтальных зубов – клыков и резцов. При этом верхние зубы поражаются в 3 раза чаще, чем нижние.

Киста зуба

Симптомы

Для радикулярной кисты характерно длительное бессимптомное течение. Человек может не догадываться о ее наличии в течение лет. В этом случае она обнаруживается при рентгенографии (ортопантомографии) перед проведением стоматологического, ортодонтического лечения или протезированием.

Единственным симптомом может быть незначительный дискомфорт в области зубного корня при накусывании.

Кисты значительных размеров могут вызывать смещения соседних зубов, а также деформацию лица.

Это важно

Деформация лица происходит примерно в 36% случаев радикулярных кист большого размера.

При нагноении кисты появляются такие симптомы, как боль в области зуба, повышение температуры тела, недомогание, покраснение и отечность десны.

Причины

Обычно радикулярные кисты возникают вследствие глубокого кариеса, при котором инфекция по корневому каналу проникает к верхушке зуба, распространяется за ее пределы и образует очаг воспаления.

Другая распространенная причина образования корневой кисты – некачественное лечение пульпита, прохождения зубного канала, когда он заполняется пломбировочным материалом не на всей протяженности, не обрабатывается должным образом антисептическим средством.

Корневая киста может образоваться на фоне:

• гранулематозного периодонтита,
  • хронической или острой травмы зуба (периодонта),
  • пониженного иммунитета,
  • инфекционного заболевания дыхательных путей,
  • гайморита,
  • прорезывания зуба,
  • неправильного прикуса.

Причиной хронического травмирования периодонта и образования корневой кисты может быть неправильно установленная, завышенная пломба, которая создает постоянную ударную нагрузку на зуб-антагонист при жевании. Другая возможная причина – неудачная коронка. Чтобы избежать подобных ошибок требуется детальное исследование прикуса с учетом индивидуальных особенностей биомеханики зубочелюстной системы, в том числе работы височно-нижнечелюстных суставов. Существенную помощь в этом могут оказать гнатологические методы диагностики, включая кондилографию, окклюзиограмму, анализ окклюзии на артикуляторе
Спиваков Павел Викторович
Главный врач, врач высшей квалификационной категории, стоматолог-ортопед, ортодонт, гнатолог

Виды кист

Корневые кисты различаются по месту, причинам и обстоятельствам образования:

• на зубе мудрости (ретромолярная),
  • на переднем зубе (резце, клыке),
  • на фоне гайморита или иного инфекционного заболевания,
  • на фоне неправильной установки коронки, пломбы,
  • на фоне некачественного удаления зуба,
  • на фоне пародонтита,
  • на фоне периодонтита,
  • на фоне прорезывания зубов у детей,
  • на фоне перерождения зубной ткани (кератокиста).

В развитии образования выделяют три стадии:

1. Стадия инициации, или зарождения кисты.
  2. Стадия формирования, когда в полости происходит накопление жидкости.
  3. Стадия роста.

Что делать - лечить или удалять?

Показания к удалению зуба при наличии кисты немногочисленны, это:

• полное разрушение коронки зуба, когда его твердые ткани находятся более чем на 2 мм ниже десны,
  • отсутствие просвета корневого канала,
  • кистозное образование на зубе мудрости.

Лечение кисты зуба

В остальных случаях лечение кисты проводится с сохранением зуба.

Удаление зуба при наличии радикулярной кисты с последующей имплантацией – самое простое, но далеко не самое удачное решение. Во всех случаях, когда возможно проведение зубосохраняющего лечения, этой возможностью нельзя пренебрегать. Как бы ни были совершенны современные импланты, ортопедические материалы, в нашей клинике мы всегда стремимся к сохранению собственного зуба пациента
Демиденко Дмитрий Анатольевич
Стоматолог-хирург, имплантолог

Лечение в «Дентал Арт»

В клинике «Дентал Арт» лечение кисты зуба проводится консервативным или хирургическим способом, в зависимости от показаний.

1. Консервативное лечение состоит в удалении пораженной пульпы, устранении воспалительного процесса за верхушкой корня и восполнении разрушенной костной ткани остеопластическим материалом.

После удаления пульпы, корневые каналы расширяются, обрабатываются антисептиком, лечебной пастой и пломбируются. Качество прохождения корневых каналов контролируется с помощью стоматологического микроскопа.

2. Хирургическое лечение состоит в иссечении кисты с возможным удалением верхушки зуба. Операция может быть проведена в виде цистэктомии или цитотомии.

Цистэктомия – это удаление кисты вместе с оболочкой и пораженной костной тканью, после чего выполняется иссечение верхушки зуба, ретроградное пломбирование корневых каналов и пломбирование апикального отверстия. Разрушенная костная ткань восполняется остеопластическим материалом.

Цистостомия – это иссечение передней стенки кисты и эвакуация ее содержимого с сохранением фиброзной оболочки.

Все виды лечения радикулярной кисты в клинике «Дентал Арт» проводят врачи-стоматологи высокой квалификации, имеющие большой практический опыт проведения подобных манипуляций с применением зубосохраняющих методик. Качество лечения контролируется с помощью микроскопа, компьютерной томографии, рентгенографии, ортопантомографии.

Лечение кисты зуба

Осложнения

Наиболее частое осложнение радикулярной кисты – это ее нагноение, развитие абсцесса и распространение воспаления на надкостницу и мягкие ткани. При этом возникает сильная боль в области зуба, головная боль, повышается температура тела.

При абсцессе в области нижней челюсти лицо деформируется, глотание становится болезненным, а открывание рта затрудненным. Воспалительный процесс сопровождается увеличением и воспалением регионарных лимфатических узлов.

Другие возможные осложнения:

• периостит с сильной болью в области нескольких зубов или всей стороны лица, отеком мягких тканей, головной болью, повышением температуры, тошнотой;
  • гайморит (одонтогенный верхнечелюстной синусит), вызывающий заложенность носа, затрудненное дыхание, головную боль, повышение температуры, слабость;
  • перелом нижней челюсти из-за ее истончения, разрушения костной ткани;
  • сепсис (заражение крови и системное воспаление);
  • энцефалит (воспаление головного мозга);
  • остеомиелит;
  • свищ;
  • флегмона.

Этапы кисты зуба

Профилактика

Чаще всего корневая киста возникает на фоне глубокого кариеса, поэтому первое правило профилактики – регулярные осмотры стоматолога и своевременное, качественное лечение болезней зубов.

Второе – это поддержание иммунитета, правильное питание.

Третье – это правильная, регулярная гигиена зубов, полости рта, а при необходимости профессиональная чистка зубов, удаление зубного налета, камня.

Частые вопросы

1. Можно ли вылечить кисту зуба народными средствами?

Припарки, полоскания настоями, отварами растений, обладающих противовоспалительным, седативным действием, могут облегчить воспаление пародонта, уменьшить боль. Вылечить кистозное образование с их помощью невозможно. Для этого требуется его вскрытие, санация или удаление.

2. Что будет, если не лечить корневую кисту?

Если оставить кистозное образование без лечения, оно может распространиться на соседние зубы, надкостницу, мягкие ткани, вызывать серьезные осложнения. Более того, существует ненулевая возможность перерождения длительно существующей кисты в злокачественную опухоль в течение 10 – 15 лет.

3. Почему кисту зуба нельзя вылечить за одно посещение врача?

В действительности современные стоматологические методики позволяют достичь оптимальных результатов, и само по себе лечение кисты, как консервативное, так и хирургическое, не представляет особенной сложности. С другой стороны, оно требует эндодонтического лечения – качественного прохождения, антисептической обработки, пломбирования корневых каналов. Недостаточно просто эвакуировать содержимое кисты, гной, нужно надежно купировать воспалительный процесс. А в случае если кистозное образование возникло по причине неправильной установки пломбы, коронки или вторичного воспалительного процесса, требуется перелечивание. Поэтому лечение может потребовать нескольких посещений врача, но, как правило, не больше трех.

Список литературы

1. Солнцев А. М. Кисты челюстно-лицевой области и шеи. – Киев, 1982.
  2. Овруцкий Г. Д. Хронический одонтогенный очаг. – М., 1993.
  3. Балин В. Н. Практическая периодонтология. – СПб., 1995.
  4. Боровский Е. В. Клиническая эндодонтия. – М., 1999.
  5. Соловьев М. М. Оперативное лечение одонтогенных кист. – СПб., 2004.
  6. Аснина С.А. Одонтогенные кисты челюстей. – М.: Практическая Медицина, 2012.
  7. Базикян Э. А. Одонтогенные кисты челюстей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.