Почему возникает повышенная чувствительность зубов?

Повышенная чувствительность зубов называется гиперестезией. Этим термином называется гиперчувствительность зубов не только к температурам (горячему, холодному), но и к химическому воздействию (например, к кислой среде) и прикосновениям. В некоторых случаях повышенная чувствительность зубов проявляется настолько сильной болью, что это затрудняет не только прием пищи и напитков, но и чистку зубов. Как правило, болевой приступ продолжается от 10 до 30 секунд, после этого боль стихает до следующего контакта с раздражителем.

Чувствительные зубыПроблема эта стала настолько распространенной, что стоматологи говорят о резком, в несколько раз, увеличении количества пациентов с гиперестезией. На сегодняшний день повышенной чувствительностью зубов страдает 57-68% всех взрослых людей.
Почему же возникает повышенная чувствительность зубов, и всегда ли это связано со стоматологическими проблемами? Оказывается, далеко не всегда. Более того, в большинстве случаев причиной повышенной чувствительности зубов являются общие проблемы организма, в первую очередь, нервной системы.

Кроме того, как показывают научные исследования, нервные стрессы негативно влияют и на состояние зубной эмали. Дело в том, что стрессы вызывают выработку кортикостероидных гормонов, что способствует потере кальция организмом, развитию болезней костного скелета (например, остеопороза) и разрушению эмали зубов.
Другая распространенная причина, объясняющая, почему гиперестезией в большей мере страдают женщины - нарушение гормонального статуса, а именно изменение уровня эстрогенов.
Наконец, повышенная чувствительность зубов может возникнуть как следствие неправильного питания – употребления пищи, бедной микроэлементами, злоупотребления сладким, а также пищей и напитками, содержащими кислоты (в частности цитрусовыми – апельсинами, лимонами, грейпфрутами, а также виноградными винами). Кислая среда нарушает нормальный РН полости рта, что приводит к постепенному разрушению зубной эмали.
Что же касается собственно проблем зубов, то повышенную чувствительность вызывают, в первую очередь, эрозия и повышенная стираемость эмали, сколы, клиновидные дефекты зубов, обнажение шейки зубов при болезнях десен (пародонтите), а также начальная стадия кариеса. Еще одной причиной гиперестезии является воспаление пульпы зуба – пульпит. При этом заболевании зуб, как правило, реагирует болью только на горячее.

Детский ортодонт может сказать, что причиной повышенной чувствительности зубов у ребенка стал неправильный прикус. Ведь неравномерная нагрузка на зубы вызывает ускоренное стирание участков эмали, что приводит к гиперестезии.

Непрофессиональная, некачественная чистка или отбеливание зубов также могут привести к их гиперчувствительности. Дело в том, что зубной налет и зубные отложения приводят к ослаблению эмали, но одновременно и защищают ее от внешнего воздействия. После снятия отложений эмаль зубов оказывается незащищенной. Вот почему профессиональная чистка зубов обязательно должна включать реминерализацию эмали, которую проводит каждый современный центр эстетической стоматологии с квалифицированным персоналом.

Наконец, гиперчувствительность зубов может возникнуть вследствие злоупотребления отбеливающими зубными пастами, содержащими абразивные компоненты.

В развитии гиперестезии принято выделять три стадии, или степени. Повышенная чувствительность первой степени означает, что зубы реагируют болью только на горячее и холодное. При второй степени гиперестезии, наряду с температурными факторами, боль вызывают химические раздражители – кислое, сладкое или соленое. И наконец, третья степень гиперестезии означает зубную боль при воздействии любого из трех факторов, включая тактильное раздражение, то есть прикосновения к зубам.

Лечение гиперестезии зубов проводится в зависимости от причины повышенной чувствительности. Прежде всего, следует исключить все факторы, приведшие к ее возникновению.

Если имеет место начальная стадия кариеса необходимо провести лечение, причем в большинстве таких случаев пломбирование не требуется. В качестве эффективного метода используется лечение зубов озоном – то есть активным кислородом. Благодаря своим антисептическим свойствам озон полностью уничтожает болезнетворную микрофлору, разрушающую зубную эмаль. После такой обработки эмаль зубов покрывается специальным лаком, который не только защищает ее от внешнего воздействия, но и насыщает кальцием и фтором.

К слову, активный кислород сегодня широко используется не только для лечения зубов, но и для их отбеливания – это так называемое zoom 3 отбеливание зубов. При проведении этой процедуры зубы покрываются гелем, содержащим кислород, который активизируется светом стоматологической лампы.

В случае заболевания пародонта и обнажения шейки зубов проводится лечение этого заболевания и так называемая пластика десен – хирургическая операция для повышения уровня десны.
Если причиной гиперестезии стала повышенная стираемость эмали, ее можно защитить с помощью виниров – тонких накладок, которые приклеиваются к поверхности зуба. Цены на зубные виниры могут иметь различные – от самых дешевых композитных, до самых дорогих из оксида циркония, что предоставляет большие возможности выбора.
При наличии клиновидных дефектов проводится реминерализирующая терапия, пломбирование или закрытие зуба виниром или коронкой.