Что такое пульпит и как его избежать

Всем хорошо известно, что самым распространенным заболеванием зубов является кариес, то есть разрушение твердых тканей зуба. Более того, это заболевание вообще считается едва ли не самым распространенным среди всех заболеваний человека в современном мире. Другой распространенной причиной, делающей необходимым лечение зубов, является пульпит, который диагностируется примерно у 20% всех пациентов стоматологических клиник.

ПульпитПульпит – это воспаление пульпы, то есть рыхлой ткани, заполняющей полость зуба, насыщенной кровеносными, лимфатическими сосудами и нервными волокнами. Причиной этого воспаления обычно служит инфицирование. Вызывающая пульпит инфекция может попасть в пульпу извне из-за разрушения твердых тканей (кариеса) или проникнуть через отверстие в верхушке корня зуба (такой пульпит называется ретроградным).

Главным признаком пульпита является сильная, порой нестерпимая, пульсирующая зубная боль. Особенно большие мучения зубная боль при пульпите доставляет по ночам. При этом боль может ощущаться в области больного зуба или охватывать всю челюсть и даже часть головы и лицо, распространяясь по ходу тройничного нерва.

При остром пульпите зубная боль усиливается от горячего, а холод ее смягчает. Прием анальгетиков также облегчает боль, однако лишь на время и, конечно же, никаким лечением пульпита не является. Помочь при этом заболевании может только терапевтическая стоматология. К сожалению, мы зачастую сами усложняем задачу врача, откладывая визит и обращаясь к нему слишком поздно, когда уже никакие таблетки не помогают.

А ведь можно не дожидаться острого болевого приступа, заподозрив заболевание уже в хронической форме, до обострения. Первый признак, который указывает на хроническое воспаление пульпы зуба – его повышенная чувствительность к горячему и холодному (при одной из разновидностей заболевания, гангренозном пульпите, зуб реагирует только на горячее). Кроме того, при пульпите появляется неприятный, гнилостный запах изо рта. Опасность хронического пульпита состоит не только в том, что он чреват обострениями и нестерпимой зубной болью, но и тем, что при этом заболевании воспаление может перейти на периодонт с развитием периодонтита.
Периодонтит – это воспаление оболочки корня зубы и окружающих его тканей, удерживающих зуб на месте. Нередким следствием невылеченного пульпита является образование у корня зуба воспалительной полости, наполненной жидким содержимым – это так называемая киста. Удаление кисты зуба представляет собой хирургическую манипуляцию, при которой десна разрезается и пораженные ткани с верхушкой корня зуба удаляются. Перспектива малоприятная.

Между тем лечение пульпита, проведенное вовремя, позволяет не только устранить воспаление, но и сохранить живой нерв зуба. Для этого в стоматологической практике применяются особые кальцийсодержащие препараты. Такой метод лечения называется биологическим. На более поздних стадиях заболевания требуется частичная или полная депульпация зуба – то есть удаление пульпы (в обиходе это называется «удалением нерва»). После этой процедуры, называемой в стоматологии девитальной экстирпацией, проводится эндодонтическое лечение – вычищение и пломбирование, или обтурация, каналов зуба.

В последнее время элитная стоматология активно применяет в эндодонтии микроскоп, что обеспечивает высокое качество лечения зубных каналов. Однако несмотря на все технологические достижения, старый принцип, гласящий, что сохранение тканей лучше, чем их удаление, остается в силе.

Следует отметить, что пульпит – не единственная причина, вызывающая боль в области челюсти и по ходу ветвей тройничного нерва. Другой нередкой причиной болевого синдрома служит невралгия тройничного нерва. Лечение этого заболевания является прерогативой невролога, а не стоматолога. Поставить правильный диагноз и установить причину болевых симптомов может только квалифицированный врач. К сожалению, случаи ошибочного удаления зубов при невралгии тройничного нерва все еще встречаются, хотя и становятся более редкими по мере того как стоматология переходит на сберегающие зубы технологии. Если же обратиться к истории, когда удаление зубов было едва ли не единственным средством от зубной боли, то такие случаи были весьма распространены.

Как избежать пульпита и предупредить лечение зубов с удалением нерва? Ответ вполне очевиден. Поскольку главной причиной пульпита является кариес, необходимо вовремя лечить кариесные зубы, это и будет лучшей профилактикой пульпита. Как известно, основной причиной кариеса является болезнетворная микрофлора - стрептококки и актиномицеты. В процессе жизнедеятельности эти микроорганизмы выделяют кислоту, которая разрушает эмаль зуба. Наиболее активно такая микрофлора размножается в зубном налете и зубном камне, а наиболее подходящей питательной средой для нее служат углеводы, находящиеся во рту – то есть, в первую очередь сахар. Вот почему именно длительное нахождение сахара во рту способствует развитию кариеса, а вслед за ним и пульпита (а вовсе не количество съеденных сладостей). К сожалению, мы не всегда можем самостоятельно поддерживать зубы в идеальной чистоте, сколько бы ни манипулировали зубной щеткой. Поэтому в качестве профилактики болезней зубов следует время от времени обращаться за профессиональной чисткой с применением таких современных методов, как чистка зубов ультразвуком, air flow и другие.