Стираемость зубов

Содержание

Патологическая стираемость означает прогрессирующее убывание верхнего слоя зубов (эмали, дентина).

Чаще всего эта патология возникает при смыкании жевательных поверхностей премоляров, моляров, а также при окклюзии фронтальных зубов (в большей степени заметна на верхних резцах).

Стираемость зубов приводит к повышенной чувствительности, изменению формы, снижению высоты зубов, нарушению работы височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС), смыкания зубных рядов, формированию аномальной окклюзии, провоцирует заболевания пародонта, изменения со стороны жевательных мышц.

Это важно

В норме твердые ткани зубов убывают на 0,034 - 0,042 мм в год. Такое стирание зубов называется физиологическим, то есть естественным, и не представляет аномалии. Из-за этого к 40 годам высота зубных коронок уменьшается примерно на четверть.

Если этот процесс происходит быстрее естественной  нормы, такая стираемость зубов считается патологической. По статистике этой проблемой страдает примерно 12% всего взрослого населения.

Симптомы, стадии, степени

Эмаль служит барьером, препятствующим проникновению болезнетворных бактерий в дентин и защищающим его ткань, насыщенную нервными окончаниями.

При истончении эмали на фоне патологической стираемости возникает чувствительность, развивается болевой синдром от воздействия термальных или вкусовых раздражителей (холодного, горячего, кислого, сладкого).

Сопутствующие симптомы патологической стираемости зубов:

• зубная боль (дневная, ночная),
  • уменьшение высоты коронковой части зубов,
  • шероховатость зубной эмали,
  • образование сколов, трещин,
  • нарушение смыкания зубов, аномальный прикус,
  • развитие кариеса,

Стираемость зубов - причины и лечение

признаки дисфункции височно-нижнечелюстных суставов (головная боль, щелканье в челюсти, ограниченное или затрудненное открывание, закрывание рта, боль в околоушной области, напряжение жевательных мышц, лицевые боли, заложенность и шум в ушах, др.).

Образование острых зубных краев приводит к хронической травматизации щек, языка, десен.

Неправильное смыкание зубов на фоне их стирания, развитие аномального прикуса проявляется укорочением нижней трети лица, изменением черт (формированием старческого выражения лица), образованием складок в углах рта, углублением носогубных и подбородочной складок, опущением уголков рта, нарушением дыхания, жевания и другими признаками.

Различают вертикальную и горизонтальную форму патологии. В первом случае стирается только внутренняя или внешняя поверхность зубов, во втором случае происходит снижение высоты зубных коронок. При сочетании этих процессов диагностируется смешанная форма стираемости.

На первой стадии процесса стирается только верхний слой эмали, это проявляется повышенной чувствительностью зубов.

На 2 стадии эмаль стирается полностью, обнажается дентин. Это приводит к усилению болевого синдрома.

На 3 стадии происходит стирание дентина, под которым начинает просвечивать полость зуба, высота коронки снижается более чем наполовину, появляются симптомы дисфункции ВНЧС.

На 4 стадии коронка полностью стирается, и от зуба остается только его шейка.

Тяжесть патологии определяется ее степенью.

1 степень означает стирание эмали, режущих краев или жевательных бугров.

2 степень означает уменьшение коронки на 1/3 ее высоты.

3 степень стирания – уменьшение коронки до 2/3 высоты.

4 степень – уменьшение коронки более чем на 2/3 высоты.

Лечение стираемости зубов

Причины стираемости зубов

Патологическая стираемость зубов может возникнуть на фоне бруксизма (ночного скрежетания) из-за спазмов жевательных мышц.

Другие возможные причины:

• аномальный прикус (нарушение смыкания зубов),
  • воздействие кислот, размягчающих зубную эмаль,
  • флюороз,
  • неправильный выбор зубного протеза,
  • ошибки при протезировании (коронками, мостовидными конструкциями, при имплантации),
  • лучевая терапия,
  • отсутствие нескольких зубов,
  • стойкий гипертонус, напряжение жевательных мышц,
  • потеря кальция на фоне эндокринного нарушения,
  • наследственные патологии,
  • прием некоторых лекарственных препаратов,
  • вредные привычки (например, грызть ногти),
  • злоупотребление сладкими, кислыми продуктами,
  • злоупотребление алкогольными напитками,
  • дефицит витамина D, недостаток кальция, фтора.

Кто проводит лечение

Диагностикой и лечением стираемости зубов занимаются стоматолог-терапевт, врач-гнатолог, ортодонт, ортопед.

Диагностика

На первичном приеме врач проводит осмотр полости рта, расспрашивает о болевых и других симптомах. При осмотре врач оценивает степень, стадию стираемости (процентную убыль твердых тканей), исследует смыкание зубов, изучает анамнез (в частности, прием лекарственных препаратов).

1. Кондилография.

С помощью специального прибора – асциографа врач-гнатолог изучает траектории движений височно-нижнечелюстных суставов, биомеханику зубочелюстной системы в целом. Во время обследования пациент делает жевательные, трущие движения челюстью, проговаривает слова, открывает и закрывает рот. Показания фиксируются датчиками и поступают на компьютер, где обобщаются и анализируются. Этот вид обследования помогает установить связь между стираемостью зубов и дисфункцией височно-нижнечелюстных суставов (ВНЧС), спазмами жевательных мышц.

2. Панорамный рентгеновский снимок (ортопантомограмма) показывает челюсти, строение корневой системы зубов, их форму, наклон, степень снижения высоты (стертости) коронок, помогает ценить симметричность стираемости, выявить ее осложнения.

3. Телерентгенограмма – это рентгенография в двух проекциях – фронтальной и боковой, данные которой обрабатываются на компьютере.

4. Компьютерная томография (КТ) зубов показывает структуру твердых тканей, помогает оценить их плотность, твердость, выявить разрыхление, причиной которого могут быть эндокринные нарушения.

5. Электромиография показывает тонус жевательных мышц.

6. Окклюзиограмма показывает нарушение смыкания зубов (аномальную окклюзию) по отпечаткам на пластине.

Стираемость зубов - причины и лечение

Лечение стираемости зубов

На основе данных диагностики врач составляет индивидуальный план лечения.

1. Если причиной стираемости зубов стал аномальный прикус, нарушение смыкания зубов, эта проблема корректируется с помощью индивидуально подобранных брекетов или кап.
  2. Если все дело в ошибках, допущенных при протезировании, лечении, врач заменяет пломбы, коронки, ортопедические конструкции.
  3. Восстановить и укрепить зубную эмаль помогает реминерализация – воздействие препаратами, содержащими кальций, фтор, фосфор. После реминерализации зубы покрываются защитным фторсодержащим лаком.
  4. Для коррекции смыкания (окклюзии) может быть применено пришлифовывание зубов.
  5. При отсутствии зубов проводится протезирование коронками (металлокерамическими, циркониевыми), мостовидными протезами, бюгельными протезами или имплантация.
  6. Для реставрации частично разрушенных зубов применяются фотополимеры, культевые вкладки.
  7. В случае полного стирания коронковой части зубов они удаляются и воссоздаются с помощью имплантации.