Пришеечный кариес

Пришеечный кариес – это кариозное поражение основания коронки зуба.

Кариес шейки зуба – наиболее опасная форма заболевания, поскольку зубная эмаль в этом месте более тонкая, и ее разрушение происходит быстрее. В результате инфекция проникает в глубокие ткани, развиваются осложнения – пульпит, периодонтит.

Еще одна опасность этой формы кариеса состоит в том, что заболевание, как правило, обнаруживается уже на средней или поздней стадии, когда появляется боль.

Это важно

Кариозное поражение шейки зуба наиболее часто приводит к потере зуба по сравнению с другими видами кариеса.

В клинике «Дентал Арт» применяются современные зубосохраняющие методики, лучшие материалы, высокотехнологичное оборудование, чтобы надежно устранить пришеечный кариес, предотвратить осложнения, спасти и восстановить зуб.

Симптомы

Начальный симптом пришеечного кариеса – появление белого, меловидного пятна. Со временем оно темнеет, приобретает желтый или коричневый цвет. При воздействии холодной, кислой, сладкой пищи в зубе возникает острая боль, которая проходит после исчезновения контакта с раздражителем.

По мере развития процесс разрушения распространяется на дентин и достигает пульпы. На этой стадии боль становится пульсирующей и может возникнуть при контакте с любой пищей или просто от вдыхания холодного воздуха. В пришеечной области образуется глубокая кариозная полость.

Патогенез

Причиной развития пришеечного кариеса служит активность бактерий, которые в процессе жизнедеятельности вырабатывают кислоты, разрушающие эмаль зубов. Как правило, развитие бактериальных колоний начинается с образования мягкого зубного налета, который служит питательной средой для болезнетворной микрофлоры. Такой налет обычно возникает при некачественной гигиене полости рта, неправильной чистке зубов.

При чистке зубов пришеечная область далеко не всегда качественно очищается зубной щеткой. Из-за этого вероятность образования налета здесь выше, чем на остальной части коронки. Для устранения мягкого налета и профилактики развития кариеса рекомендуется 1 – 2 раза в год делать профессиональную чистку на аппарате Air Flow. Во время процедуры на поверхность зубов под давлением подается водно-воздушная струя, содержащая абразивные микрочастицы. Ее поток мягко и тщательно смывает зубной налет, не повреждая эмаль, и одновременно массирует десны для профилактики образования зубодесневых карманов и развития пародонтита
Есавкина Светлана Валерьевна
Заведующая отделением профилактики и гигиены

Развитию пришеечного кариеса способствует ряд факторов:

• пониженный общий и/или местный иммунитет,
  • злоупотребление пищей и напитками, содержащими сахар,
  • врожденное недоразвитие эмали (гипоплазия),
  • сколы, глубокие трещины зубов,
  • авитаминоз,
  • нервные стрессы,
  • избыточная функция щитовидной железы (гипертиреоз),
  • курение,
  • прием некоторых лекарственных средств (гормональных, антигистаминных),
  • недостаток фтора в питьевой воде.

Размягчение эмали и при кариесе называется деминерализацией. Этот процесс объясняется вымыванием ионов кальция. При этом в зубной ткани образуются микропространства, в которые проникают бактерии, распространяясь вглубь зуба.

Это важно

Развитию кариеса способствует недостаток кальция, фосфора, витаминов D3, А, К, Е, В из-за неполноценного питания, недостатка солнечного света. Дефицит витаминов и микроэлементов ослабляет зубную эмаль, делает ее более уязвимой к кариесогенным бактериям.

Виды пришеечного кариеса

В развитии пришеечного кариеса выделяют четыре стадии:

1. Стадия пятна, когда на поверхности эмали образуется участок деминерализации, который имеет шершавую поверхность и выделяется мелово-белым цветом.
  2. Поверхностный кариес, при котором поражается только эмаль.
  3. Средний кариес, при котором процесс разрушения распространяется на дентин.
  4. Глубокий кариес, при котором поражаются глубокие слои дентина до границы пульповой камеры.

В зависимости от скорости развития заболевания различают:

• компенсированную форму, при которой разрушение зубных тканей происходит медленно,
  • субкомпенсированную форму, при которой заболевание развивается в течение нескольких месяцев,
  • декомпенсированную форму, при которой зуб разрушается в течение нескольких недель.

В зависимости от локализации пришеечный кариес бывает:

• фиссурный, при котором разрушение начинается с жевательной поверхности зуба,
  • контактный, или апроксимальный, локализованный между зубами,
  • цервикальный, который развивается в месте перехода коронки в корень,
  • циркулярный, опоясывающий всю шейку,
  • корневой, распространяющийся на корень зуба.

Кариес, возникший на здоровом зубе, называется первичным, а на леченном (пломбированном) – вторичным, или рецидивирующим.

Если заболевание затрагивает 1 – 3 зуба, такой кариес называется единичным, если 3 – 10 единиц – множественным, а если более 10 зубов – системным.

В зависимости от наличия или отсутствия осложнений пришеечный кариес бывает:

• неосложненным (затронуты только эмаль и дентин),
  • осложненным (затронуты пульпа, периодонт).

Пришеечный кариес

Диагностика

На первичном приеме врач расспрашивает пациента о симптомах заболевания, проводит осмотр полости рта.

При осмотре полости рта врач использует зонд, с помощью которого определяет глубину, плотность стенок и дна кариозной полости, болезненность участков поражения, исследует изменения, дефекты эмали.

При осмотре полости рта важно заметить первые признаки кариозного поражения, которое начинается с маленького меловидного пятнышка. Такое пятнышко сложно обнаружить невооруженным глазом, а пропустить его – значит, сделать дальнейшее развитие заболевания практически неизбежным. Чтобы этого не случилось, при осмотре зубов в нашей клинике применяется стоматологический микроскоп с 30-кратным увеличением, в который можно увидеть самые ранние признаки кариеса
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

После внешнего осмотра делается прицельный рентгеновский снимок, чтобы увидеть локализацию и глубину кариозного поражения.

Более подробную диагностическую информацию можно получить с помощью компьютерной томографии (КТ), при которой снимки делаются в трех проекциях.

Чтобы оценить состояние пульпы при глубоком кариесе используется электроодонтометрия (ЭОМ), при которой через зуб пропускается электрический ток. При этом фиксируется порог силы тока, при котором в зубе возникают ощущения (толчка, укола, др.).

Люминисцентная диагностика состоит в облучении зуба специальной лампой, в свете которой врач хорошо видит участки кариозного поражения.

Еще один метод быстрой диагностики – нанесение жидкости, которая окрашивает участки кариозного поражения зубных тканей. Этот метод называется кариес-маркером.

Лечение в «Дентал Арт»

В клинике «Дентал Арт» проводится диагностика и лечение пришеечного кариеса любой локализации и стадии. Использование высокотехнологичного оборудования, самых современных материалов и анестезии делает лечение безболезненным и гарантирует лучшие результаты.

Лечение кариеса на стадии пятна не требует терапевтического вмешательства. Достаточно провести реминерализацию и фторирование эмали. После этого врач порекомендует зубную пасту для профилактики развития заболевания.

Устранение поверхностного кариозного пятна также не требует применения бормашины. Оно сошлифовывается с последующей реминерализацией эмали препаратом, содержащим ионы кальция, фосфора, фтор. Благодаря такому лечению плотность эмали восстанавливается, ее поверхность укрепляется, предотвращается ее разрушение.

Лечение средней стадии пришеечного кариеса состоит в препарировании пораженных тканей, обработке антисептиком и пломбировании зуба. Лечение проводится под местной анестезией.

Если процесс разрушения достиг пульпы, может потребоваться депульпация и пломбирование зубных каналов. Качество прохождения зубных каналов в клинике «Дентал Арт» проверяется стоматологическим микроскопом, чтобы гарантировать 100% качество работы.

Если кариес разрушил более 1/3 коронки, зуб восстанавливается с помощью вкладки из стеклокерамики E-max по компьютерной технологии CEREC CAD/CAM. Ее применение гарантирует идеальное прилегание вкладки, полную герметичность, оптимальное восстановление коронки, включая жевательную поверхность.

Пришеечный кариес лечение

Осложнения

Если вовремя не остановить процесс разрушения зуба, инфекция проникнет в пульпу и вызовет ее воспаление – пульпит.

Далее процесс может распространиться на периодонт – соединительную ткань между зубным корнем и надкостницей. В этом случае развивается периодонтит, который проявляется ноющей болью, усиливающейся при накусывании. С развитием заболевания у верхушки корня образуется гнойный очаг, который расплавляет костную ткань.

Переход воспалительного процесса на надкостницу вызывает периостит, или флюс, который сопровождается отеком мягких тканей, острой болью, иррадиирущей в ухо, висок, глаз. Это заболевание может стать причиной гнойного расплавления зубных связок, расшатывания и выпадения больного зуба.

Еще одно возможное осложнение пришеечного кариеса – перелом коронки зуба у основания.

Частые вопросы

1. Чем отличается пришеечный кариес от клиновидного дефекта?

Клиновидный дефект – это некариозное поражение зуба, не связанное с деятельностью бактерий. Он выглядит как V-образное горизонтальное углубление в виде ступеньки в пришеечной области у границы десны. Причины этого заболевания – избыточные механические воздействия жесткой щеткой при чистке зубов, нарушения обмена веществ, пародонтоз. При клиновидном дефекте цвет эмали не изменен, углубление имеет четкие края, дно плотное, гладкое, а не рыхлое как при кариесе.

2. Могут ли защитить от кариеса препараты фтора?

Препараты фтора, фторированные зубные пасты показаны только при недостаточном содержании этого микроэлемента в питьевой воде, что характерно далеко не для всех географических регионов. Избыток фтора так же опасен, как и его недостаток и может спровоцировать флюороз – некариозное поражение эмали, которое приводит к ее эрозии и разрушению. Местное фторирование проводит врач в стоматологическом кабинете при наличии показаний к этой процедуре.

3. Может ли возникнуть пришеечный кариес на молочных зубах?

Да, это возможно. Причем у детей он чаще развивается в циркулярной форме, когда кариозное поражение опоясывает шейку зуба. Это заболевание также требует быстрого лечения, как и поражение постоянных зубов у взрослых.