Болит зуб после удаления нерва

Содержание

Боль после удаления нерва обычно проходит в течение 2 – 3 дней. Это нормальная реакция на лечебную процедуру после отхождения анестезии.

Чтобы уменьшить болевые ощущения, можно принимать обезболивающие препараты, такие как парацетамол, баралгин. Постепенно боль будет стихать и, наконец, исчезнет совсем.

Это важно

То, что в обиходе называется «нервом», представляет собой сосудисто-нервный пучок – пульпу, которая обеспечивает кровоснабжение зуба. Ее удаление называется депульпированием. В результате зуб теряет чувствительность, становится мертвым и в норме болеть не должен.

Если боль не исчезла даже через неделю и не только не стихает, но даже усиливается – это признак проблемы, которую нужно устранить. Терпеть эту боль, пытаться облегчить ее самостоятельно опасно, это может привести к осложнениям, особенно если:

• боль возникла не сразу после удаления нерва, а через некоторое время,
  • боль имеет острый, интенсивный характер,
  • воспалилась, отекла, покраснела десна,
  • повысилась температура тела,
  • стала болеть голова,
  • боль возникает при накусывании, жевании,
  • боль распространилась на несколько зубов.

В клинике «Дентал Арт» мы проведем диагностику, выясним причину боли и быстро устраним ее, используя лучшие, высококачественные  материалы и анестезию, современное высокотехнологичное медицинское оборудование.

лечение зубов

Есть несколько причин, по которым может болеть зуб после удаления нерва.

1. Неполное прохождение каналов.

После удаления пульпы корневые каналы герметично пломбируются так, чтобы в них не осталось даже микроскопических пустот. Но зубные каналы бывают множественными, разветвленными, и врач может не заметить мелкого ответвления или принять изгиб канала за его окончание и неправильно оценить его глубину.

Если врач при пломбировании корневого канала оставит участок, не заполненный пломбировочным материалом, в полости может развиться инфекция, болезнетворная микрофлора, и как следствие, возникнуть воспалительный процесс.

В этом случае боль возникнет не сразу после удаления нерва, а спустя некоторое время. Болевые ощущения могут возникать при накусывании или сами по себе и обычно имеют острый характер. Если не принять лечебные меры, это может привести к разрушению корня и потере зуба.

Чтобы обеспечить 100% качество прохождения корневых каналов, в нашей клинике используется стоматологический микроскоп с 30-кратным увеличением. Он хорошо визуализирует самые малые ответвления, которые бывает трудно увидеть не только невооруженным глазом, но даже на рентгеновском снимке. Использование микроскопа позволяет также гарантировать идеальное прилегание пломбы к зубной стенке. Ведь если оставить хотя бы микроскопический зазор, через него может проникнуть инфекция и вызвать воспаление и боль в запломбированном зубе, даже с удаленной пульпой
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

2. Избыточное заложение пломбировочного материала.

Корневой канал зуба имеет на верхушке отверстие, через которое проходит пульпа («нерв»). Это отверстие называется апикальным. Если после депульпирования врач заложит слишком много пломбировочного материала в корневой канал, часть его может выйти наружу через апикальное отверстие. При этом возникнет раздражение соединительной и костной тканей. В ответ на проникновение инородного вещества может возникнуть иммунный, воспалительный процесс, сопровождаемый болью.

Болевые ощущения в этом случае возникают сразу после удаления нерва (депульпирования) и могут иметь различную интенсивность, в зависимости от объема пломбировочного материала, вышедшего за пределы корня.

Снякин Петр Александрович

3. Неполное удаление инфицированных тканей.

Удаление нерва, или депульпация выполняется при лечении пульпита – воспаления пульпы. Это заболевания обычно является осложнением кариеса – инфекционного процесса разрушения эмали, а затем и дентина. Когда инфекция достигает пульповой камеры и проникает в нее, воспаляется уже пульпа.

При депульпировании врач должен удалить не только пульпу, но и все зубные ткани, пораженные инфекцией, и после этого обработать полость и каналы зуба антисептиком. Если он оставит хотя бы незначительную часть инфицированных тканей под пломбой, это может спровоцировать воспалительный процесс. Боль при этом появляется обычно не сразу, а спустя некоторое время.

4. Присутствие в канале обломка стоматологического инструмента.

Для прохождения корневых каналов врач-эндодонт использует инструменты с очень тонкими кончиками, которые могут отломиться. Обычно это происходит в случаях, когда врач слишком сильно надавливает на инструмент, проходя извилистые каналы с изгибами. Обломок инструмента закупоривает канал и не дает запломбировать его полностью. В образовавшейся полости может возникнуть инфекционно-воспалительный очаг, который проявит себя болью через некоторое время после лечения.

Это важно

Компьютерная томография (КТ) делается в трех проекциях. Этот вид рентгенографии дает значительно более детальную и достоверную информацию не только о состоянии зуба (корневых каналов), но и о тканях пародонта, периодонта, челюстной кости.

5. Перфорация корня.

Перфорация, или прободение означает, что при прохождении корневого канала врач проткнул инструментом его стенку. В результате образовалось отверстие, через которое пломбировочный материал вышел наружу, спровоцировав воспаление тканей периодонта или челюстной кости.

Боль при этом обычно имеет интенсивный характер и практически не облегчается анальгетиками.

6. Аллергия на пломбировочный материал.

Аллергическая реакция на пломбировочный материал обычно проявляется воспалением и отеком десны, жгучей, ноющей или тянущей болью, отеком щеки и губы. Возможна заложенность носа, слезотечение, повышение температуры тела. В этом случае требуется замена пломбировочного материала, после чего симптомы аллергии исчезнут.

7. Завышение пломбы.

Если профиль пломбы или коронки завышен, зуб-антагонист при жевании будет оказывать избыточное давление, которое передается тканям периодонта. Это может стать причиной болевых ощущений при накусывании, жевании. Проблема устраняется относительно просто, путем пришлифовывания выступающей пломбы. Если этого не сделать, хроническое давление на периодонт может спровоцировать его воспаление – периодонтит.

Неправильный профиль пломбы или коронки может объясняться тем, что врач-ортопед провел протезирование без учета индивидуальной биомеханики зубочелюстной системы, окклюзии зубов в динамике. Это может стать причиной давления на периодонт, развития периодонтита и возникновения боли в депульпированном зубе. Для устранения этой проблемы может потребоваться перепротезирование с предварительной диагностикой врача-гнатолога
Спиваков Павел Викторович
Главный врач, врач высшей квалификационной категории, стоматолог-ортопед, ортодонт, гнатолог

8. Поражение тройничного нерва.

Тройничный нерв – один из парных черепно-мозговых нервов. Он имеет две симметричные части, на левой и правой половинах лица, каждая из которых разделяется на три ветви. Средняя ветвь иннервирует верхнюю челюсть, а нижняя – нижнюю. Каждая из них, в свою очередь, имеет более мелкие ответвления – луночковые нервные сплетения.

Если при прохождении корневого канала врач травмирует эти нервные сплетения, может возникнуть воспаление и болевой синдром – невралгия тройничного нерва. Боль при этом имеет приступообразный, крайне интенсивный характер и может сопровождаться онемением губы и щеки.

Что делать?

Первое, что необходимо сделать – это обратиться в стоматологическую клинику. Врач проведет визуальный осмотр, сделает рентгеновский снимок или компьютерную томографию, выяснит причину, по которой зуб болит после удаления нерва, и устранит ее.

Это важно

Методы лечения в «Дентал Арт»

В клинике «Дентал Арт» работают высококвалифицированные врачи ортопеды, эндодонты, гнатологи, терапевты, имеющие большой практический опыт диагностики и лечения болевых синдромов.

В зависимости от причины возникшей боли, мы проведем то или иное лечение, чтобы полностью и надежно устранить ее, купировать болевой синдром и воспаление, предотвратить осложнения и сохранить зуб.

Обычно пломбировочный материал из корневых каналов удаляется, и они проходятся заново.

Если в канале остался фрагмент инструмента, он извлекается. Избыточный пломбировочный материал в апикальной (верхушечной) области удаляется. Перфорация корня заделывается.

Воспалительный процесс купируется противовоспалительным препаратом, инфицированные ткани полностью удаляются, после этого выполняется обработка антисептиком.

Корневые каналы заново пломбируются так, чтобы при этом не осталось даже малейшей полости. Качество работы проверяется с помощью микроскопа.

Если причиной боли стала неправильная пломба или коронка, она пришлифовывается или заменяется.

Осложнения

Вторичный воспалительный процесс в корневом канале может стать причиной распространения инфекции за пределы зуба, образования гранулемы, кисты у верхушки корня, абсцесса, флегмоны.

При распространении воспаления на надкостницу развивается периодонтит, который может протекать в гнойной форме, создавая опасность сепсиса. При  дальнейшем распространении воспаления на челюстную кость развивается еще более опасное осложнение – остеомиелит, который может потребовать госпитализации в стационар челюстно-лицевой хирургии.

Частые вопросы

1. Как долго может болеть зуб после удаления нерва?

Обычно боль стихает за 2 – 3 дня, но может сохраняться в течение недели. Это еще не повод беспокоиться. Главное, чтобы она постепенно стихала, а не усиливалась. Или не возникла через несколько дней после лечения.

2. Если после лечения пульпита возникла невралгия тройничного нерва, всегда ли нужно перелечивать зуб?

Нет, не всегда. Невралгия тройничного нерва может возникнуть после, но не вследствие эндодонтического лечения. Ее причиной может быть переохлаждение, вирусное (герпесное) поражение или что-то еще. В этом случае необходима помощь не стоматолога, а врача-невролога.