Абсцесс зуба

Абсцесс зуба – это гнойное воспаление в области зубного корня.

Воспалительный процесс при абсцессе имеет инфекционное происхождение. Патогенная микрофлора проникает в пульпу зуба – нервно-сосудистый пучок, вызывая ее воспаление, которое сопровождается острой болью.

При отсутствии лечения воспалительный процесс может распространиться на костную ткань и вызвать серьезные осложнения, включая инфекционное поражение мозга, средостения, общее заражение крови (сепсис). В тяжелых случаях может возникнуть ситуация, угрожающая жизни человека.

В последние десятилетия заболеваемость абсцессом зубов выросла, также участились случаи тяжелых осложнений.

Это важно

Абсцессы зубов – самый распространенный вид острых инфекционных заболеваний в стоматологии. По статистике они составляют 80 – 85% всех случаев. В большей степени им подвержены люди молодого и среднего возраста (до 60 лет). В пожилом возрасте гнойное воспаление возникает редко. В 72% случаев абсцессом поражаются нижние зубы, в 28% случаев – верхние. Обычно это моляры или премоляры.

Симптомы

Острый абсцесс проявляется интенсивной, пульсирующей зубной болью, которая усиливается при еде, чистке зубов, надавливании на зуб.

Другие симптомы:

• болезненность десны при нажатии,
  • неприятный запах изо рта,
  • горьковатый привкус во рту,
  • припухлость десны,
  • образование красной или бледной шишечки на десне,
  • гнойные ранки на десне,
  • распространение отека на мягкие ткани лица, асимметрия лица,
  • увеличение регионарных лимфоузлов (подчелюстных, шейных),
  • повышение температуры тела,
  • головная боль.

Воспалительный процесс может сопровождаться признаками интоксикации организма - слабостью, вялостью, потерей аппетита, подавленностью, нарушением сна.

Причины

Инфицирование может произойти изнутри зуба, через пульпу, или извне, со стороны окружающих тканей.

Обычно абсцесс развивается как осложнение:

• кариеса,
  • пульпита,
  • пародонтита,
  • гингивита,
  • зубной кисты,
  • гранулемы

Другой возможный путь проникновения инфекции – трещины, сколы эмали.

Это важно

Особенно часто осложненные абсцессы зубов происходят у людей с пониженным иммунитетом, хроническими соматическими заболеваниями (сахарный диабет, др.).

Внешним источником инфекции могут быть воспалительные очаги при гайморите, синусите, тонзиллите.

В большинстве случаев первопричиной проблемы служит недостаточная гигиена полости рта, неправильная чистка зубов. В результате на поверхности эмали скапливается зубной налет, в котором активно размножаются бактерии. Со временем мягкий налет затвердевает, образуется бляшка. На этом этапе активность бактерий возрастает. Зубная бляшка увеличивается, проникает под десну, распространяется по шейке зуба.

При образовании поддесневых отложений край десны отходит от зубной шейки. Образуется пародонтальный карман, в котором скапливаются остатки пищи, активно размножаются бактерии, вызывающие воспаление – пародонтит. Далее воспалительный процесс может перейти на зубной корень.

В процессе жизнедеятельности бактерии выделяют токсины, которые провоцируют воспаление мягких тканей, и кислоты, которые разрушают эмаль. Инфекция проникает все глубже в зуб. Сначала она вызывает кариес, а затем пульпит.  По корневому каналу инфекция проникает к верхушке зуба – здесь образуется очаг воспаления, которое может быстро перейти в гнойную форму.

Виды

Абсцесс зуба бывает острым, подострым, хроническим.

По месту локализации различают десневой, периапикальный и периодонтальный виды заболевания.

Периапикальный абсцесс развивается внутри корня зуба в его верхушечной (апикальной) области.

Периодонтальный абсцесс развивается в тканях периодонта – между корнем и альвеолой зуба. Со временем в области хронического воспаления образуется свищ, через который гнойное содержимое выходит наружу.

При десневом абсцессе происходит воспаление десны.

По тяжести течения различают легкую, среднетяжелую и тяжелую формы заболевания. При легкой форме воспалительный процесс охватывает одну анатомическую область, при среднетяжелой – две или более, при тяжелой имеет распространенный характер.

Если абсцесс не лечить, инфекция может распространиться по всему организму, возникнуть сепсис. При этом поражаются легкие, почки, печень, развивается полиорганная недостаточность и септический шок, который приводит к смерти. Другое возможное осложнение – распространение воспалительного процесса на головной мозг с развитием менингита, абсцесса мозга. Если рядом с очагом инфекции находятся кровеносный сосуд, возможно воспаление его стенки, развитие тромбофлебита, образование тромба. Из воспалительного очага инфекция может с кровью попасть в область средостения и вызвать опасное заболевание – медиастинит, который относится к жизнеугрожающим состояниям
Когут Иван Андреевич
Стоматолог-терапевт, эндодонтист, реставратор

Диагностика

На первичном приеме врач расспрашивает пациента о характере жалоб, проводит осмотр полости рта, обращая внимание на наличие кариеса, пульпита, пародонтальных карманов, симптомы воспаления мягких тканей, проверяет подвижность больного зуба, прочность зубных тканей.

После осмотра полости рта выполняется рентгенография, которая показывает локализацию, распространенность воспалительного процесса.

На основании полученных данных врач составляет лечебный план.

Лечение в «Дентал Арт»

В клинике «Дентал Арт» проводится лечение всех видов абсцесса зубов с применением самого современного оборудования, лучших материалов, анестезии. Наши специалисты имеют большой опыт лечения этого заболевания и высокую квалификацию, что служит залогом оптимальных результатов лечения.

Лечебный план составляется индивидуально, в зависимости от локализации, причины воспаления.

В случае периапикального абсцесса корневые каналы очищаются от инфицированной, воспаленной пульпы, расширяются. После этого в них закладывается противовоспалительный, антисептический препарат. После устранения воспалительного процесса зубные каналы пломбируются.

При периодонтальном абсцессе выполняется дренаж щели между альвеолой и зубным цементом. Гнойный очаг вскрывается, инфекция устраняется, воспалительный процесс купируется препаратами. Также могут быть назначены антибиотики.

лечение абсцесса зуба

Частые вопросы

1. Может ли абсцесс возникнуть после удаления зуба?

Да, такое возможно. Причиной этого может быть ошибка стоматолога или несоблюдение правил гигиены после удаления зуба и, как следствие, инфицирование ранки и развитие воспалительного процесса.

2. Может ли абсцесс пройти сам собой?

Нет, это заболевание не проходит само собой. Гнойный очаг может вскрыться, и его содержимое через свищ может вытечь наружу. Боль после этого проходит, но это не значит, что инфекция исчезла. Она будет продолжать развиваться и со временем может перейти на челюстную кость, вызвать осложнения. Поэтому лечить абсцесс зуба нужно обязательно.