Удаление зубов от древности до современности

Зубная боль была известна людям уже в глубокой древности. При этом на протяжении тысячелетий человечество не знало практически никакого другого метода избавиться от страданий кроме удаления пораженного зуба.

Инструменты стоматолога для удаления зубовО причине зубной боли во все времена существовало немало легенд, предположений и мифов. Так в Древней Греции считалось, что зубная боль – признак того, что человек часто говорит неправду. На Средневековом Востоке полагали, что причиной боли являются маленькие черви, которые заводятся в зубах, и хотя это мнение не подтверждалось наблюдениями, такая легенда существовала долгое время. Так или иначе, но избавление от зубной боли оставалось крайне актуальной проблемой на всем протяжении истории человечества. И удаление зуба вместе с поразившей его болезнью, неважно как она возникла, представлялось самым разумным решением проблемы.

Первые известные в истории инструменты для удаления зубов появились уже в VII веке до н.э. в Индии, в эпоху развития аюрведической медицины. Эта процедура выполнялась с помощью специальных щипчиков, имевших вид звериной головы.
В Древнем Китае, прежде чем удалить зуб, его умертвляли с помощью мышьяка – изобретение, прослужившее стоматологам не одно тысячелетие. Надо сказать, что применение мышьяка для умертвления зубного нерва и обезболивания стоматологических процедур неоднократно изобреталось заново в разных странах. Так, в IX веке н.э. применение пасты из мышьяка перед удалением зуба рекомендовал арабский врач Мухаммед аль Рашид.

А вот в Японии дантисты поступали со своими пациентами куда более сурово. В этой стране с древних времен существовала традиция выдергивать зубы голыми руками, без всяких инструментов. Для развития профессиональных навыков японские эскулапы долго тренировались, выдергивая пальцами вбитые в толстую доску гвозди. Для облегчения своей работы перед выполнением операции они расшатывали зуб, ударяя по нему маленьким молоточком. Какие муки испытывал при этом больной, нетрудно догадаться.

В античной Греции энтузиастом и пропагандистом удаления зубов, причем уже при первых приступах зубной боли, был сам Аристотель (IV век до н.э.). Оно выполнялось с помощью бронзовых щипцов.

Древнеримский врач Корнелиус Цельс (I век н.э.) попытался облегчить эту процедуру посредством предварительного разрезания десны и расшатывания зуба. Для того чтобы зуб имел более плотную структуру и легче выдергивался, его кариозную полость заполняли свинцом.

Понятно, что на месте удаленного зуба образовывалась неизбежная пустота, которая требовала заполнения. Вот почему зубное протезирование и удаление зубов развивались «рука об руку». Различные виды зубных имплантов использовались человечеством с древнейших времен. В качестве материала для искусственных зубов использовали слоновую кость, дерево, зубы животных, человеческие зубы, минералы и драгоценные камни, а также благородные металлы. Применялись также и сложные конструкции, восполнявшие не один зуб, а целый зубной ряд. Такие конструкции, сделанные из золотой проволоки, на которой крепились искусственные зубы из слоновой кости, были в ходу в Финикии уже в IV-III веках до н.э.

Стоматология Дентал АртВ Средневековой Европе удаление зубов выполнялось под своеобразной анестезией – человека попросту оглушали ударом по голове. Применявшиеся инструменты также не отличались высокой технологичностью. Во многих случаях зуб не удалялся с корнем, а попросту раскалывался щипцами. При этом корень оставался в десне и нередко вызывал воспаление и абсцесс.
Согласно учредительному документу Гильдии Парикмахеров, созданной в 1210 году во Франции, именно людям этой профессии вменялось оказание радикальной стоматологической помощи. Они же устанавливали и цены удаления зубов.

Только в XIV веке выдающийся хирург своего времени Ги де Шолиак (1298-1368 гг.) изобрел специальное приспособление для удаления зубов, получившее название «Пеликан». «Пеликан» помогал хирургу-стоматологу, надежно захватить зуб и аккуратно удалить его вместе с корнем.

Это приспособление позволяло успешно выполнять в том числе удаление зуба мудрости. Свой опыт Ги де Шолиак изложил в знаменитом руководстве по хирургии «Collectorium artis chirurgicalis medicinae» (1363 г.) и ряде других трактатов.

«Пеликан» Ги де Шолиака оставался незаменимым инструментом стоматологов до самого XVIII века, когда на смену ему пришли более совершенные приспособления, уже вполне напоминавшие современные инструменты.

В России удалением зубов не брезговал заниматься сам Петр Первый, собственноручно лечивший таким образом зубную боль у своих приближенных. Известно, что увлекшись и войдя в раж, он мог вырвать страдальцу вместе с больным зубом и несколько здоровых. Некоторые из удаленных им зубов стали экспонатами кунсткамеры в Санкт-Петербурге.