Известные и малоизвестные факты о кариесе

Известно, что кариес зубов является одним из самых, если не самым распространенным заболеванием в мире. В той или иной степени им страдает 99 процентов всего взрослого населения Земли.

Одновременно кариес является одной из древнейших болезней, признаки которой палеонтологи обнаруживают на зубах ископаемых черепов, относящихся к бронзовому веку.

КариесМежду тем по-настоящему широкое распространение этот зубной недуг получил лишь в последние столетия. Например, в эпоху европейского Средневековья бедные люди почти не страдали кариесом, а плохие, гнилые зубы были признаком состоятельности человека. Ведь лишь немногие тогда могли позволить себе изысканную, мягкую пищу, а тем более сладости, в то время как большинство людей питалось грубой пищей, а сахара не видело вовсе.

Между прочим, развитию кариеса, как оказалось, способствует не только употребление сладкого, но и газированные напитки, любители которых на 62% чаще страдают этим заболеванием. Любопытный, но малоизвестный факт – в год начала широкого производства «кока-колы» в США (1902-1903 гг.) произошел всплеск заболеваемости кариесом.

Хорошо известно, что кариес является одной из основных причин зубной боли, а вот как возникает само это заболевание, долгое время было неизвестно. Всего история насчитывает более четырехсот различных версий его причины. Так, средневековый врачеватель Ибн-Сина вполне всерьез полагал, что причиной зубных болезней являются маленькие черви, которые заводятся в зубах и точат их изнутри.

Поскольку лечение кариеса на протяжении долгих столетий и даже тысячелетий оставалось по существу невозможным, изобретались различные способы облегчения зубной боли. В Средневековой Европе для этого использовались снадобья из сухих лягушачьих лапок и других чудодейственных ингредиентов, которые прикладывались или привязывались к больному зубу, а в ухо при этом закладывался вороний или воробьиный помет, растертый с маслом.

На Руси для облегчения зубной боли широко использовались различные заговоры. Например, такой - надо было подойти к рябине и погрызть ее ветки со словами: «Рябина, рябина, вылечи мои зубы, а не вылечишь — всю изгрызу».

Одним из средневековых европейских рецептов облегчения зубной боли было использование лунного света. Больному рекомендовалось сидеть при луне с широко открытым ртом, подставив больной зуб ее целительному свету.

На востоке арабский врач Абулкази в XI веке советовал использовать в качестве лекарства от зубной боли слабительные средства. Если же они не помогут, то прижигать зуб раскаленным металлом, так чтобы выжечь его изнутри до самых корней. По сравнению с этим удаление нервов и последующее вычищение и пломбирование каналов, применяемое сегодня, выглядит намного более гуманным.

Кстати облечение зубной боли с помощью умертвления зубного нерва мышьяком вовсе не современное изобретение. Уже в IX веке этот метод использовал арабский врач Мухаммед аль Рашид, а за несколько веков до него он был открыт древнекитайскими врачами.

Если же никакие средства облегчения боли не помогали, оставалось только одно – удаление зуба. Таким образом, основное лечение кариеса зубов заключалось в их удалении вместе с заболеванием. Нередко такой радикальный способ лечения многие предпочитают и сегодня, что в немалой степени объясняет тот факт, что 30% людей в возрасте старше 60 лет оказываются лишенными большей части зубов.

Тем не менее, пломбирование зубов было известно уже в 8-9 тысячелетии до н.э., о чем свидетельствует найденный на территории Пакистана в штате Белуджистан череп древнего человека.

Чистите зубы регулярно!Одной из основных причин кариеса считается деятельность болезнетворных бактерий. Вот почему кариесом можно заразиться как инфекционным заболеванием, например, при поцелуях или при пользовании общей посудой. Примечательно, что полость рта младенцев не содержит бактерий, вызывающих это заболевание – они попадают в нее извне, как правило, от матери при поцелуях.

А что же сладости? Они действительно способствуют развитию кариеса, создавая питательную среду для жизнедеятельности и активности микробов, разрушающих зубную эмаль. При этом основное значение имеет не количество сладкого и не частота его употребления, а время, в течение которого оно находится во рту. Вот почему наиболее вредными, с точки зрения здоровья зубов, оказываются сосательные конфеты. Тем более парадоксальным выглядит тот факт, что первым предложил добавлять сахар в жевательную резинку именно стоматолог – американец Уильям Семпл в 1869 году.

Учитывая бактериальную природу кариеса, становится понятным, почему развитию этого заболевания способствовало, например, распространение совмещенных санузлов. Ведь при спуске воды в унитазе с открытой крышкой в воздухе распространяются микробы, которые оседают на ворсе зубной щетки и через нее попадают в полость рта. Вот почему зубную щетку следует держать на расстоянии не менее 2-3 метров от унитаза.